Проектирование объектов капитального строительства есть не только творчество, но и строго регламентированный процесс, результат которого вместе с радостью творца несет ответственность за безопасность этого результата. Полностью избежать ошибок при проектировании невозможно, но сократить их вполне реально. Многолетний опыт по изучению упущений проектировщиков позволяет систематизировать и разработать некие правила, направленные на исключение конкретных ошибок.
Все ошибки проектировщиков можно разделить на случайные и запланированные.
Мне могут возразить, что ошибка вообще не может быть запланированной.
Давайте тогда назовем это, как принято в ГК РФ, недостатком. Можно назвать это неправильным (ошибочным) решением.
Безусловно, ухудшение механистических свойств несущих конструкций далеко не всегда непременно влечет их разрушение, и применение горючих материалов вместо негорючих в реальном объекте капитального строительства не обязательно приведет к возникновению пожара, но ошибочные проектные решения резко увеличивают вероятность наступления неблагоприятных последствий. А тяжкие последствия случайной ошибки могут привести к ответственности, вплоть до уголовной, в связи с преступной халатностью.
Все преднамеренные ошибки, так или иначе, связаны с экономией средств.
Заказчики пытаются сэкономить как на инженерных изысканиях, так и на разработке проектной документации.
1. Инженерные изыскания в соответствии с техническими нормативами планируются на всех трех стадиях проектирования:
Изыскания на первой и третьей стадии, особенно на третьей, выполняются редко. Причем значительная часть объемов инженерных изысканий относится именно к стадии рабочего проектирования. А речь идет всего лишь о недостаточной изученности условий, в которых будут работать несущие конструкции.
2. Часто заказчики пытаются сэкономить на степени подробности проработки проектной документации. При проектировании одной из частных железных дорог, построенных за последнее время, в техническом задании на проектирование устанавливалось, что разработка проектной документации по служебно-техническим зданиям (в терминологии постановления № 87 - зданий, относящихся к инфраструктуре железной дороги) выполняется по упрощенному варианту. Как проект, не отвечающий требованиям постановления № 87, был принят на экспертизу, и как он прошел экспертизу, остается загадкой. Но факт остается фактом.
3. Во всех возможных случаях заказчики стараются отказаться от разработки рабочей документации. И только органы государственного надзора, не давая необходимого для ввода в эксплуатацию заключения о соответствии объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проекту, принуждают заказчика выполнить рабочее проектирование. Учитывая общую тенденцию к снижению среднего уровня квалификации строителей, такая экономия может иметь далеко идущие последствия.
1. Экономия изыскателей основана на принципиальной невозможности проверки реальных объемов изыскательских работ при проведении экспертизы результатов инженерных изысканий. Опытный инженер может составить необходимую документацию на основании данных о соседних участках с контролем по результатам выполнения реальных изысканий в существенно сокращенном виде. Проверить это в рамках экспертизы практически невозможно. Когда речь идет о хорошо изученных районах, это обстоятельство не является существенным, но в большинстве случаев, недостатки в выполнении инженерных изысканий обуславливают недостаточную изученность площадки строительства, а это может привести к ошибочным проектным решениям.
2. Иногда застройщики пытаются вовсе не проводить изысканий, а проектировщики вынуждены изворачиваться. Так, например, при проектировании подъездных железнодорожных путей на территории одного из угольных месторождений вместо материалов инженерно-геологических изысканий были использованы материалы поисковых изысканий. Конечно, эксперты не приняли на экспертизу такую документацию на основании п. 3 ч. 8 ст. 49 ГрК РФ. Тем не менее, факт подачи такой документации на экспертизу имел место.
Дорогие и уважаемые наши Заказчики!
Хотим довести до вашего сведения одну очень важную информацию. Наше Правительство, заботясь о качестве предоставляемых в строительстве услуг, а также беспопокоясь о некотролируемом росте стоимости строительства, особенно за бюджетные деньги, внесло в Градостроительный Кодекс Российской Федерации некоторые изменения. Отныне, с 01.01.2020 года, сметную оценку стоимости строительства имеет право проводить только эксперт-сметчик, обладающий квалификационным аттестатом по направлению «Ценообразование и сметное нормирование», выданным Минстроем России.
На сегодняшний день, таких экспертов-сметчиков у нас в стране единицы. Но, Экспертный центр «ИНДЕКС», как ведущая экспертная организация России, в области строительства, заранее побеспокоилась об этом и все наши эксперты-сметчики прошли данную аттестацию. Поэтому в штате нашей организации имеется целый ряд квалифицированных аттестованных специалистов по ценообразованию и сметному нормированию.
Мы, всегда будем рады помочь вам, в любых, даже самых сложных вопросах обоснования сметной стоимости строительства, а также в спорных ситуациях, в том числе с ведомственными и надзорными органами, а также в случае судебных разбирательств.
С уважением, Генеральный директор Волощук Елена Ивановна